sarabysik: (дневник гарфилда)
[personal profile] sarabysik
Оригинал взят у [livejournal.com profile] ludmilapsyholog в О, спорт, ты... чего такое?
Посмотрела вчера конец фигурного катания у мужиков. Редко смотрю, но тут болела и тупила. Все таки непонятно это мне само по себе, как идея.

Почему тот последний мальчик, в зеленой рубашечке под ирландскую музыку, у которого тело поет, и который там один, кажется, получал удовольствие от процесса, считается хуже, чем вот тот, который "прыгающая табуретка" с напряженной озабоченной физиономией? Из-за того, что прыгает на полоборта меньше? А кому нужны эти обороты, ведь зрители даже не успевают их посчитать? Тем более если их цена -- инвалидность к 30 годам, винты в позвоночнике и всякое такое?

Почему нельзя оставить только поющих телом и получать всем удовольствие, а остальных не отпустить с миром? И почему это называется "любительским спортом", если люди полностью гробят на него свое детство и молодость, ничем другим не занимаясь?

Вспомнилось очень жесткое высказывание на эту тему Марины Цветаевой

"Что такое спорт? Первый и бессознательный ответ: подмена. Чего — чем? Попробуем разобраться. Полнота жизни в природе — заменяется жизнью чисто мускульной. Некорыстолюбивые и невинные радости бега, хождения, восхождения, плавания — радости собственной силе и силе природы — низкими радостями первенства и физической корысти (оздоровления).
Одинокое существование в природе — групповым соревнованием.
Природа — как самоцель — природой — как средством.
Чистота — пользой и полнота — частью.
Море, сведенное к плаванию, горы — к восхождению, лес — к бегу, море, горы, лес и даже небо, вся природа — к тому, чтобы прийти первым. Вся природа превращена в поле для матча и весь человек — в узел состязающихся мышц.
Ибо одинокий спортсмен — не спортсмен. Спортсмен, который не соревнуется, — не спортсмен. Норвежец-лыжник — не спортсмен. Ребенок — не спортсмен. Дикарь — не спортсмен. Король Альберт — не спортсмен.
Там, где в наличии самоцель — будь то сопутствие, или необходимость или некорыстолюбивая радость движения, или чистое геройство — там нет спорта.
...
Спорт есть движение как ремесло, то есть обратное детски-дикарско-животному, органическому, и целесообразному — разумному. Заменим движение как ремесло любым другим словом: чтение как ремесло, любовь как ремесло, еда, сон, молитва и т. д. и т. д. как ремесло. Все это будет или бессмысленно, или презренно. Когда же слово движение заменим в том же значении — тратой, а в данном случае даже расходом — сил, то увидим, что трата сил как ремесло — есть преступление там, где их не хватает для необходимого. Спортивная трата сил есть кража сил у тех, кто трудится, трата чужих, последних сил.
Каждый профессиональный спортсмен — вор, и я удивляюсь рабочему человеку, который не видит, что пот, проливаемый спортсменом — впустую! — жестокое издевательство над его труженическим потом. Не только не видит, но и последний свой труженический грош тратит на то, чтоб только своими глазами увидеть, как этот презренный пот — проливается и своими мозолистыми руками похлопать этому безделью.
Спорт есть трата времени на трату сил. Чужого времени и чужих сил. Ибо, если у тебя, как у отдохнувшего коня их избыток, то ты украл их у коня, который много работает. И здесь — на стадионе — ты их перед этим конем-тружеником — тратишь.
«Здоровый дух в здоровом теле». Но если в теле вообще больше нет души, если она выбита из тела футбольными мячами? Если в голове вместо мыслей одни состязания?
— Позвольте, но таким образом развивается мускулатура и прогрессируют поколения!
— И у белки в колесе тоже развивается мускулатура, но какое нам дело до ее мускулатуры и мускулатуры всего беличьего рода?
Пустой труд — позор. Спорт, таков, каков он сегодня, — есть труд на свою мускулатуру, ради первенства среди себе подобных. Движущие силы спорта — физическая польза и суетность. В самом существе людского объединения — это крайнее выражение эгоизма. Ибо нельзя назвать пользой тот страшный голос, тот вопль, которым толпа встречает успешный удар — все равно чей: ракетки по мячу или кулаком по челюсти. Действие спортивных картин, которое развращает, увеличивает жестокость, в лучшем случае опустошает, нельзя не назвать преступным. Ниже спортммена только его зритель. Еще ниже.
Если к спортивным зрелищам добавим спортивную литературу («я в газетах читаю только спорт») — мы убедимся, что спорт, вместо проблематичного оздоровительного прогресса (ибо слишком много несчастных случаев и смертей), несет в себе духовную гибель поколения. Нельзя ценой гибели духа покупать здоровье тела!
И еще одно, последнее. Над спортом парит смерть. Пустая смерть — ни за что. Смерть, которую не оправдывает ни судьба, ни болезнь, ни воинский приказ, ни случай. Как работа спортсмена впустую, так и его смерть впустую. Как его пот — напрасен, так и его смертный пот — напрасен. И его спортивная смерть в такой же мере издевательство над нашей, как и вся жизнь. Отдал жизнь, чтоб прийти первым. Куда? К столбу.
Смерть, недостойная человека."



Оно, конечно, совсем максимализм, в ее духе, но заставляет задуматься, правда? Если спорт -- не игра, не удовольствие, не движение для пользы и радости, то зачем он?

Особенно если учесть, что сейчас от замысла Кубертэна мало что осталось, мне кажется, и все эти жертвы приносятся лишь для того, чтобы кто-то подороже продал рекламное время.

Муж вот уверяет, что зато не воюют, сбрасывают пар про "свой-чужой", болея за спортсменов. Сублимация такая. Ну, может быть, не знаю. Мне эта дилемма не близка, я всегда болею за всех, чтоб не упали (как их мамы на это смотрят только, не представляю), и за некоторых, которые в процессе творят.
Если это и правда помогает не убивать друг друга в реале, то оно того стоит. Хотя, на мой взгляд, и разжигает проивостояние тоже. Некоторые наши комментаторы просто неприличны бывают, обесценивая "чужих" спортсменов и буквально радуясь их ошибкам.

А уж от греческой концепции Олимпийских игр как многоборья, как любования гармоничным развитием человека, как таинства и диалога с богами, наконец, и подавно ничего нет. Давно соревнуются технологии, а спортсменов уже чуть только не селекционируют, как породистых собак. А потом, использовав и покалечив, отбраковывавают по возрасту или травмам. И зрители-обожатели не вспомнят потом, где и как бывший кумир живет. И хватает ли ему на хорошую инвалидную коляску.

То есть в процессе, конечно, возможны подвиги, самоотверженность и благородство, и это прекрасно, что люди могут внести смыслы и возвышенное куда угодно.
Но вот если посмотреть на конечный результат... ради чего?
Мне, видимо, не понять.

Это все полное ИМХО, ни в коей мере не хочу никого ни в чем убеждать или обижать.
Просто не понимаю.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

sarabysik: (Default)
sarabysik

April 2016

S M T W T F S
     12
3456789
1011121314 1516
17181920212223
24252627282930

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 10:33 am
Powered by Dreamwidth Studios